nikoljja: (враг будет повержен)
Add MemoryShare This Entry
На России бедной даже дворник - барин,
Коли бляху нацепить ему позволят.
(А. Розенбаум)


Чем занимаетесь, друзья, в этот пятничный вечер?
Я вот законодательство читаю. Всякие-разные свои права выясняю. Как фотографа и как гражданина Российской Федерации.
А все почему? Потому что столкнулась сегодня с проблемой ущемления и отстаивания этих своих прав. Вообще-то информация нужная, и давно ее изучить надо было, я все сталкивалась в сети с подборками правовых сведений на эту тему, и пробегала мимо, делая закладку. Типа "потом". А зря!


Утром народилась у меня идея побродить сегодня по городу, поснимать что-то типа репортажа "Накануне" и места для возможной съемки завтра разведать. Все-равно собиралась сегодня в центр на встречу. Хотела все совместить.
Тут встреча отменилась и я... заленилась: холодно. Но фотоаппарат был со мной, время высвободилось, а долги по учебе висят тяжким грузом и в рай не пускают. Одно из заданий - съемка этюдов на тему "углы". К этому заданию подкатывала я два раза, но оба раза неудачно. Первый - серию не смогла собрать, второй и вовсе в эмоции ударилась и вместо углов наснимала красивых закатов. Решила, что пора сделать третью попытку. Тут и идея съемки подкатилась: в Москве,конечно, сейчас серо и грустно, но если эту серость сопрячь с яркими углами торговых центров (сейчас много ярких красных-желтых-зеленых-оранжевых торговых центров появилось - на Варшавке, в Черемушках, Калужский и т.д.) должно получится интересно.

Сказано, сделано. Тем более далеко ехать не надо было. Я в этом время недалеко от Калужского ошивалась. Дошла до Калужского, сделала несколько фотографий. Поняла, что идея не дурна, но нужна серия. Села не метро, проехала одну станцию до Н.Черемушек. Торговый центр "Панорама" мне меньше, чем Калужский понравился, но хоть что-то... Начала фотографировать. Летит ко мне охранник: "Фотографировать нельзя!". Интересуюсь на основании чего. Отвечает что-то про частную собственность. Удивляюсь. Прошу показать документы на основании которых он запрещает съемку. Пытаюсь продолжать фотографировать. Охранник естественно мне этого делать не дает, толкает (несильно), пытается перехватить фотоаппарат, угрожает вызвать начальника и полицию. Предлагаю сделать уже это и вызвать и начальника с документами по которым я смогу понять что фотографировать нельзя или можно и полицию тоже (в конце концов стражи они закона или нет?)
Если честно, я не собиралась доводить ситуацию до конца. На этом торговом центре свет клином не сошелся и таких зданий с менее нервной охраной найти можно. Но покачать права собиралась. Ибо нефик!

Но! тут неожиданно мне подоспела помощь. Помощь выглядела весьма привлекательно, носила одежду со знаками МЧС и изъяснялась в менее парламентских выражениях, чем это пыталась делать я. Парень очень решительно и напористо наехал на охранника торгового центра, объясняя ему, что во-первых тот не имеет права мне запрещать съемку, во-вторых совершенно непозволительно ведет себя толкая меня и хватая мою аппаратуру. Вопрос вызова полиции встал уже с нашей стороны и наряд таки был вызван :-) Теперь уже отступать мне было как-то ... непорядочно что-ли. Да и внутри что-то взыграло из серии: "Превратили страну в страну вахтеров, блин! Задолбали!", и я решила довести ситуацию до логического конца.
К охраннику тоже подвалила помощь в виде его начальства. Сначала одного, потом другого - аж руководителя службы безопасности этого торгового центра (жалко что генерального не позвали, может он бы более грамотным юридически оказался и объяснил ребятам, что они не правы).

Следующие пол часа или даже больше (замерзла я конкретно) мы ждали полицию и разговаривали о законности, частной собственности, терроризме и прочих интересных вещах. Даже немного об искусстве и фотографии :-) Смотрели мои документы (в ответ на обвинение, что они не знаю кто я такая. "Ничего страшного! Я представлюсь!"). Смотрели их документы. Почему-то паспорт (мой вопрос на основании чего один человек (он же мне паспорт показал, а даже не служебное удостоверение) что-то запрещает делать другому остался, конечно же, без ответа). Охрана торгового центра заметно нервничала. Я мерзла, но уже наслаждалась ситуацией: пришло понимание, что я права и все будет хорошо. Пришлось правда немного напрячь любимого Мужчину поискам номеров законодательных актов.
Парень из МЧК оставил мне номер телефона и убежал (спешил очень). Зато к нашей компании присоединился еще один парнишка, который любезно заснял наши разговоры на камеру мобильного телефона. Охранники занервничали еще больше.

Но тут наконец-то подъехал наряд полиции. На вопрос "Что случилось?" охрана торгового центра почему-то решила молчать, глядя на меня и предоставляя мне слово. Ну ничего! Мы люди не гордые. Рассказала что случилось, ссылаясь на Конституцию :-) Вежливо и с улыбкой сформулировала просьбу к ребятам из полиции, объяснить охране кто тут прав, а кто может идти своими обязанностями заниматься, дав мне заняться моими.
"А вы кто?"
"Студентка. Бла-бла-бла, курс "Архитектурная фотография". Гражданинка России. Могу документы показать."
"Что-то для студентки слишком грамотная!"
"Извините, товарищ лейтенант, но те два высших, которые я получила раньше, никуда не делись."

Дальше полиция уже общалась в основном с охраной торгового центра, объясняя им как они не правы. И про частную собственность, и про стратегический объект, и даже про съемку личности: "Она даже нас имеет право фотографировать и мы ничего не можем сделать. Права не имеем!"
А я пошла фотографировать свои углы.
Честно говоря? шедевра не вышло. А может и вышло, но дома я отогревалась и читала информацию по съемке. Так что собственно углы буду обрабатывать завтра, а чтоб пост не был пустым, вот вам фотографию торгового центра снятого с той точки, возле которой мы почти час протусовались:
Альбом: Школа



Итак, Мои правовые изыскания на данную тему.
Блок информации номер раз.
Если кратко, то
В общем случае ответ на этот вопрос выглядит так: снимать можно почти все, что может попасть в объектив вашего фотоаппарата (далее под «фотоаппаратом» будет пониматься и видеокамера, если прямо не указано иное).
Право «право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» закреплено в статье 29 Конституции РФ. Кроме того, существует закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в седьмой статье которого дано определение «общедоступной информации»: к ней относятся любые сведения, доступ к которым не ограничен. Такая информация может использоваться любыми лицами.
В девятой статье данного закона говорится также о том, что любые ограничения доступа к информации должны устанавливаться только федеральным законом. Таким образом, многочисленные запреты, сформулированные в подзаконных актах, являются правомерными только в том случае, если акт принят на основании закона, дающего его авторам право ограничивать доступ к информации.
(отсюда: http://www.svobodafoto.ru/rights/faq_1.html)
Кроме того можно ссылаться на статью 44 Конституции РФ “О свободе творчества”. Это очень неплохой аргумент, если вы не журналист, а так... погулять вышли.

Вообщем и целом, всячески рекомендую проект: http://www.svobodafoto.ru/
Самая важная часть проекта – права фотографа: http://www.svobodafoto.ru/rights/

Два ЖЖ из которых этот проект вырос:
http://ternovskiy.livejournal.com/
http://zyalt.livejournal.com/tag/Свобода%20фотографии

Блок информации номер два.
Здесь лежит «Право на фотосъемку»: FAQ: http://citytowers.ru/viewtopic.php?id=2476
Рекомендую очень! Все подробно, толково, со ссылками и примерами. И не только про то? Что разрешено, но и про ограничения, которые все-таки есть. Автор: Павел Протасов.
Здесь более полная версия этого материала: http://antirao.ru/faq/nophoto

И отдельные? нашумевшие в свое время, вопросы:
Об отмене ограничений на фото- и видеосъемку на территории Кремля и Красной площади – http://ternovskiy.livejournal.com/39812.html и http://ternovskiy.livejournal.com/77118.html

Ответ от ФСО о том, что никаких запретов на фотосъемки на 159 московских улицах не существует – http://ternovskiy.livejournal.com/37585.html

Как-то так! Пользуйтесь!
location: Москва, нора
Mood:: 'okay' okay
There are 49 comments on this entry. (Reply.)
 
posted by [identity profile] gairi.livejournal.com at 10:13pm on 09/12/2011
Как-то странно судить, но мне кажется, что ты стала по другому снимать
 
posted by [identity profile] nikoljja.livejournal.com at 10:20pm on 09/12/2011
В смысле?
Может дело в том, что это объективом с шифтом снято?
 
posted by [identity profile] gairi.livejournal.com at 09:35am on 10/12/2011
Ну нет, я имела в виду, что ты стала лучше снимать, как ты сама и писала - осознаннее. А я пишу, что как-то странно судить - писать, что лучше
 
posted by [identity profile] avs-lt.livejournal.com at 10:22pm on 09/12/2011
Сухой остаток: тупорылые недоучившиеся охранники в течение часа мешали нормальному человеку жить.
Приехали вызванные сотрудники полиции и разъяснили этим дуракам неграмотным основы законодательства, представления о котором ранее у них базировались исключительно на интуиции.
Искренне надеюсь, что еще и предложили хотя бы извиниться перед дамой...
Дураки стали чуточку умнее, дама с N-ным количеством высших образований потеряла час времени.
Противненько...
 
posted by [identity profile] nikoljja.livejournal.com at 10:53pm on 09/12/2011
В сухом остатке ещее много чего. Бог с ним с потерянным временем! Для меня сейчас полученный опыт гораздо важнее. И те свои права в области фотографии, которые я теперь-то знаю, и не собираюсь ими жертвовать в угоду разным "вахтерам". А то, что в охране работают... хммм... не очень грамотные люди и так понятно было.
Хотя, охранник, который все это затеял, извинился без всякого предложения: по собственной инициативе. А начальство его еще долго кругами бегало и обижено на меня косилось, предлагая заканчивать съемку быстрее и "не раздражать народ". В качестве раздраженного народа похоже выступал он сам. Ну обидно, понимаешь, мужику было. Не ожидал он похоже такого исхода ситуации.
 
posted by [identity profile] avs-lt.livejournal.com at 10:58pm on 09/12/2011
Ну инерция у него сильная, у начальника: заклинило мужика на "не пущать" :) Ему теперь, чтобы с новыми открытиями в области законодательства свыкнуться, надо с ними ночь переспать. Зато потом, ежели где вдалеке от своего объекта столкнется с притеснениями фотографов со стороны охранников - наверняка поведет себя, как тот парень из МЧС :)
 
posted by [identity profile] nikoljja.livejournal.com at 03:56am on 10/12/2011
Хорошо, если так. Значит не зря мы с ним мерзли (он-то бедный в костюмчике был, это я в куртке).
 
posted by [identity profile] jus-zp.livejournal.com at 08:00pm on 10/12/2011
Напрашивается вопрос: "А с какого перепугу господа полиционеры так долго ехали?!"
Это, значитца, ежели тебя грабят-убивают, то без возможности забаррикадироваться и держать осаду полчаса-час в полицию можно и не звонить - все равно бесполезно?
Печально...
 
posted by [identity profile] avs-lt.livejournal.com at 08:54pm on 10/12/2011
Звонить надо обязательно. Полиция может ехать быстро, а может дольше - от нас скорость мало завсит, и гадать тут не надо. Грабить-убивать могут тоже дольше, чем планировали. Но это жизнь, а не игра в тотализатор. Поэтому надо вызывать полицию.
...Да, к сожалению, и полиция, и скорая помощь, и пожарная команда иногда приезжает слишком поздно. Но если еще терять время на раздумья на тему: "Успеют - не успеют", то шансов приехать вовремя будет еще меньше.

Ко всему прочему, и у диспетчера, и у оперативной бригады есть система приоритетов: туда, где грабят-убивают, мчаться немедленно. А те вызовы, где уличный конфликт без драки по поводу прав и обязанностей - это другой уровень срочности.
 
posted by [identity profile] jus-zp.livejournal.com at 09:00pm on 10/12/2011
Да, по поводу приоритетов как-то не подумал сразу. Согласен
 
posted by [identity profile] wanted-men.livejournal.com at 10:36pm on 09/12/2011
:-) :-*
 
posted by [identity profile] nikoljja.livejournal.com at 10:53pm on 09/12/2011
Ну не повезло им. Было таки у меня сегодня время немного подождать :-)
 
posted by [identity profile] larry-ratt.livejournal.com at 10:55pm on 09/12/2011
Да уж, этот стратегический памятник архитектуры стоит того, что бы его охранять от глаз общественности. И наоборот :)
 
posted by [identity profile] nikoljja.livejournal.com at 03:48am on 10/12/2011
Ну извини. Что выросло, то выросло :-)
 
posted by [identity profile] larry-ratt.livejournal.com at 01:39pm on 10/12/2011
Ежели что - это я не о фотографии :)
 
posted by [identity profile] ostranna.livejournal.com at 11:32pm on 09/12/2011
Ты молодец, всё правильно сделала!

Кстати, я присоеднюсь к первому каменту - как будто угол зрения сменился.
 
posted by [identity profile] nikoljja.livejournal.com at 03:49am on 10/12/2011
Это - шифт, Даша :-)
 
posted by [identity profile] ostranna.livejournal.com at 02:54pm on 12/12/2011
Не, Оль, я не про этот снимок. Я за последние 2 месяца где-то в целом.
 
posted by [identity profile] zoosovet.livejournal.com at 11:36pm on 09/12/2011
Хороший пост! Респектую!
 
posted by [identity profile] nikoljja.livejournal.com at 03:47am on 10/12/2011
Благодарю!
 
posted by [identity profile] bigmikejr.livejournal.com at 05:11am on 10/12/2011
хехе, начав читать хотел сразу ссылку на Зялта дать, но как бы уже все и сами с усами.%)
 
posted by [identity profile] nikoljja.livejournal.com at 05:14am on 10/12/2011
Да, Мишь, все как всегда "пока гром не грянет..."
Хорошо, что грянула в тот момент, когда у меня на жто было время и силы.
 
posted by [identity profile] annok.livejournal.com at 07:02am on 10/12/2011
слушай, а ты стала лучше снимать, гораздо лучше
это я тебя под этот монастырь подвела? прости дуру грешную

кстати, откопала тут разрешение снимать в метро - если вдруг пригодится
 
posted by [identity profile] nikoljja.livejournal.com at 08:05am on 21/12/2011
Ань! Вообщем-то ты не при чем :-) Я могла попасть в эту ситуацию промежуток между встречами и/или в другой день. И вообще, все что происходит, все к лучшему.
 
posted by [identity profile] nika-el.livejournal.com at 08:37am on 10/12/2011
Ты молодца, толково так себя вела. Я не умею, сразу психовать начинаю.
 
posted by [identity profile] nikoljja.livejournal.com at 08:02am on 21/12/2011
Я тоже сначала начала. А потом подумала: "А смысл?" И как-то даже краж появился. Было очень интересно чем все завершится.
 
posted by [identity profile] lamoir.livejournal.com at 09:31am on 10/12/2011
У нас после нескольких таких ситуаций, местный журналист начал борьбу с таким отношением к фотографам. Теперь, раз в неделю, вооружившись юристом, фотоаппаратом, законодательными актами в печатном варианте и значками "Фотографировать разрешено" он собирает компанию блоггеров - и с ней ходит по супермаркетам, торговым центрам и тд, доходчиво объясняя всем и каждому, что снимать таки можно. Там впоследствии этот проект вырос вообще в целое движение по защите прав потребителей и касается уже не только съемки, но всё равно.
Так что всё ты верно сделала, свои права нужно знать, и не менее важно - не бояться их отстаивать.
 
posted by [identity profile] nikoljja.livejournal.com at 08:03am on 21/12/2011
Так понимаю, что по тем ссылкам, которые я привела, ребята аналогичной деятельностью занимаются. Так что нас много, а будет еще больше. В результате сейчас уже полиция на нашей стороне :-)
 
posted by [identity profile] littlecat8.livejournal.com at 09:49am on 10/12/2011
Молодца, что я могу сказать )) Все правильно делала! Ссылочки эти очень полезные, часть есть уже у меня в закладках, я уже давно и подробно изучала этот вопрос ))
 
posted by [identity profile] nikoljja.livejournal.com at 08:06am on 21/12/2011
Ты профессионал. А я впервые с этим сталкиваюсь. Вернее не впервые, но заело меня впервые.
 
posted by [identity profile] littlecat8.livejournal.com at 01:37pm on 21/12/2011
гыгы, профессионал из меня тот еще )) просто я больше людей снимаю. И у просто меня раньше возник этот вопрос - где можно, где нельзя, и если нельзя, то почему )))
 
posted by [identity profile] veux-voler.livejournal.com at 12:01pm on 10/12/2011
ну елки,они не предствляли как им не повезло!
 
posted by [identity profile] nikoljja.livejournal.com at 08:06am on 21/12/2011
Ну откуда они могли знать, что у меня такое настроение случится :-)
 
posted by [identity profile] natalia-gr.livejournal.com at 12:08pm on 10/12/2011
ну и приключение))
мне в конце даже того охранника жалко стало, не думал, не гадал. что на такую грамотную студентку напал:))
а ты молодец, Оль! я вот теряюсь часто, когда на меня кто-то агрессивно наезжает:( только потом понимаю, что надо было сделать так и сказать то))
Жду фоточки углов:))
 
posted by [identity profile] nikoljja.livejournal.com at 08:07am on 21/12/2011
Кстати, самый рядовой охранник, самый в результат порядочный оказался. Он даже извинился потом.
 
posted by [identity profile] granny-m.livejournal.com at 02:46pm on 10/12/2011
Оль, ну ты прямо Илья Варламов номер два, он, правда с собой носит все документы и решения прокуратуры по этому поводу, но ты молодец :)))
 
posted by [identity profile] nikoljja.livejournal.com at 08:08am on 21/12/2011
Вот у меня тоже возникла мысль, что надо носить документы. Может и ситуация понемногу сдвинется. Видишь, полиция уже приехала грамотная, на мою сторон встали.
 
posted by [identity profile] http://users.livejournal.com/_volnushka_/ at 03:39pm on 10/12/2011
Тема охраны для меня тоже знакома.
Была история в нашем родном магазине "Монетка" рядо с домом.
До милиции не дошло, хотя я предлагала.
Пришла домой - прочитала все, что касается прав охраны, и поняла, что прав-то у них почти нет. А нарушение заключалось уже хотя бы в отсуствии бэйджика нужного формата.
 
posted by [identity profile] nikoljja.livejournal.com at 08:09am on 21/12/2011
Что-то даже жалко их стало. Бесправные... но вахтеры.
 
posted by [identity profile] jana108.livejournal.com at 09:30am on 11/12/2011
Спасибо за информацию. Тема была интересна, но всё "руки не доходили" почитать.
 
posted by [identity profile] nikoljja.livejournal.com at 08:09am on 21/12/2011
Вот и у меня не доходили, пока не приспичило.
 
posted by [identity profile] regane.livejournal.com at 07:40am on 12/12/2011
спасибо, пользительно! за гражданскую позицию особый респект! углы - это не граи зданий, а наши люди.
 
posted by [identity profile] nikoljja.livejournal.com at 08:10am on 21/12/2011
:-)))
Пожалуйста! Пользуйся!
 
posted by [identity profile] milissenta.livejournal.com at 03:33pm on 13/12/2011
отличный полезный пост, сохранила себе.
вроде и знаю всё, но информация лишней не бывает ;)
 
posted by [identity profile] nikoljja.livejournal.com at 08:01am on 21/12/2011
Я тоже вроде знаю. Но вот, как столкнулась, поняла, что мало знать что документы есть, нужны их номера. Ну чтоб себя поуверенее чувствовать.
 
posted by [identity profile] milissenta.livejournal.com at 08:12am on 21/12/2011
я решила насобирать все такие документы, распечатать и с собой носить.
так где-то советовали делать, чтобы не теряться ;)
 
posted by [identity profile] nikoljja.livejournal.com at 08:13am on 21/12/2011
я тоже к этому решению пришла.
 
posted by [identity profile] alenka-fcdb.livejournal.com at 08:23am on 30/03/2015
Ох уж эти охранники... Мнят из себя генералов и властителей мира. Как же не люблю я эту категорию граждан...
Ты молодец, что не стушевалась!
 
posted by [identity profile] nikoljja.livejournal.com at 08:53am on 30/03/2015
Давно это было :)
В принципе и необходимости бодаться с ними не было, но ... настроение что ли такое было тогда. Не помню :)

May

SunMonTueWedThuFriSat
1
 
2 3 4
 
5 6 7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31